Завести общение в тупик, заставить собеседников замолчать или начать мучительно искать новую тему можно всего лишь при помощи одной-двух фраз. И что неприятно, именно эти фразы мы часто употребляем неосознанно или потому что ничего лучше на ум не пришло.
Психолог Х. Корнелиус составил список таких фраз, назвав их «саботажниками общения». На них либо нечего ответить, либо отвечать не хочется. Вот фразы, способные вызвать негативную реакцию на них почти в любом разговоре:
Негативная критика с обобщениями: «Вечно ты на что-нибудь жалуешься», «Почему-то тебе постоянно не везет», «Почему ты попадаешь в какие-то идиотские истории?». Вы хотели посочувствовать? – а получилось, что вы припомнили все неприятности собеседника и сообщили ему, что для вас они все на одно лицо.
Оскорбительные прозвища: «Так поступают только недоумки», «Так могут вести себя только глупые школьники». Не надо обобщать, умные люди не пользуются обобщениями.
Стремление поставить диагноз: «Это потому что у тебя нет силы воли», «Вы просто одержимы этой идеей». Пока вас не просят поставить диагноз, лучше держать его при себе.
Слова-«должники». Всегда неприятно слышать, что ты должен быть другим, например: «Вы должны вести себя более осмотрительно», «Ты должен попасть к врачу», «Ты не должен на него обижаться». А ведь достаточно всего лишь заменить слово «должен» на вопросительное «не хочешь ли», и сказанное вами приобретет другой смысл и будет содержать заботу о собеседнике.
Смена темы: «Все это очень интересно, а вот я вчера посмотрел(а) новый фильм». Такой резкий поворот темы создает у собеседника впечатление, что он вам совершенно не интересен.
Отказ от обсуждения: «Не понимаю, о чем здесь говорить», «Не вижу предмета для обсуждения». Это может быть истолковано как нежелание в принципе продолжать разговор с собеседником.
Бессмысленные успокоения: «Все образуется», «Все будет хорошо». Может будет, а может и не будет, ваши утешения ни на чем не основаны, и может показаться, что вы произносите их только ради того, чтобы что-то сказать. Если уж хотите утешить собеседника, пользуйтесь фразой с кольца царя Соломона: «Все прошло, пройдет и это».
Соревнование. Бывает, что мы на примере хотим показать человеку, что то, что с ним произошло – еще не конец света, случалось и похуже. И тогда мы заводим пластинку: «Это еще что, а вот у меня было…». Как ни странно, такой поворот беседы не успокаивает собеседника, а вызывает у него ощущение, что вам плевать на его неприятности.
Советы невовремя. Вообще уместным совет может быть только в одном случае: если у вас его попросили. Если же вы раздаете советы тем, кто в них не заинтересован, вас за это явно никто не полюбит. Посему перестаньте для поддержания разговора пользоваться фразами, вроде: «Почему бы тебе не сделать вот так?» или «Если бы ты был предусмотрительнее…».
Саботажники общения – это выражения и фразы, которые переводят общение из разговора на равных в другую плоскость. Недостаточно просто выучить список выражений, саботирующих общение, с тем, чтобы никогда их не употреблять. Куда проще показывать собеседнику, что он вам интересен, вы его уважаете и не стремитесь подчинить своей воле.
Светлана,