Доктор Пунцог Вангмо руководит отделением тибетской медицины в Институте Shang Shung в США и считает свой основной миссией распространение уникального наследия тибетской медицины во всем мире.
- Качество. Во-первых, многие продукты в наши дни содержат самые разные химические соединения. Антибиотики, которые получают животные и птица, попадают к нам в организм вместе с мясом, яйцами, молочными продуктами. А через продукты растительного происхождения в человеческий организм попадают нитраты и фосфаты. Постепенно накапливаясь, эта химия со временем ухудшает иммунитет, приводя к нарушениям пищеварения и лишнему весу. Старайтесь приобретать натуральные продукты, которые не содержат химических добавок. Важно взять за правило никогда не употреблять в пищу подпорченные, а также недозревшие овощи и фрукты. Вся пища хороша в свежеприготовленном состоянии, и лучше всего готовить на один прием.
- Как мы едим. Желудок человека имеет четыре «кармана»: в идеале, два должны быть заполнены пищей, один — жидкостью, а оставшийся оставаться пустым, для перемешивания и переваривания поступившей пищи. Если мы в еде придерживаемся этих пропорций, то со здоровьем все будет хорошо. Например, тибетские врачи считают, что нельзя есть только твердую пищу, — одновременно в желудок должна поступить и жидкость, объем которой составит примерно половину от твердой пищи. Всем известна поговорка о том, что из-за стола следует вставать с легким чувством голода. С точки зрения тибетской медицины, это означает, что одну четвертую часть желудка необходимо оставлять пустой, чтобы дать энергии место для управления пищеварением.
- Сочетания продуктов. Некоторые продукты прекрасно сочетаются между собой, а некоторые при сочетании образуют яд, и такие комбинации лучше не употреблять в пищу. Например, куриные яйца и рыба. Или, коричневый сахар и чечевица. Еще несколько нежелательных комбинаций яйца с любыми молочными продуктами и, наконец, всем известная — рыба с молоком. Конечно, сразу вы не умрете, но определенную дозу яда организм получит.
Очень важно выдерживать четырехчасовой интервал между приемами пищи. Если мы не выдерживаем и бросаем «в топку» еще и еще, то обманываем свой организм: он начинает переваривать новую пищу, оставив прежнюю. Вот так случается несварение, по-тибетски, «машюпа». Уж если в течение четырех часов вам очень захотелось что-нибудь перекусить, лучше «запейте» чувство голода жидкостью, но постарайтесь обойтись без твердой пищи.
- Время и сезонность. Организм живет, повинуясь своим биологическим ритмам, и надо к нему прислушиваться — соблюдать режим питания, отдыха и физических нагрузок. С утра лучше есть зерновые, каши, хлеб грубого помола, в обед — мясное блюдо, а на ужин — что-нибудь легкое, не перегружая пищеварительную систему. Вот что касается влияния сезонов на еду: зимой в России холодно, и есть холодные блюда или мороженое не хочется. Наоборот, появляется склонность к теплой, горячей еде и напиткам. Летом же не хочется горячей, острой пищи — наоборот, мы выбираем что-нибудь холодненькое. В Африке растут бананы, кокосы, плоды которых обладают «холодной» природой — освежают и бодрят своей прохладой в жару.
- Сохранение баланса. Знание о том, как сохранять баланс в организме с помощью правильного питания, основано на шести основных вкусах. Злоупотребление сладким, к примеру, порождает избыток холода в организме, что сказывается на защитных функциях. В последнее время сладкое можно найти на каждом шагу, а за сладостями по пятам идут разнообразные вирусные инфекции и грипп. Тибетские врачи уверены, что именно из-за сладкой пищи сейчас так часто болеют гриппом. Еще один пример: алкоголь относится к группе горячих вкусов. Согласно тибетской медицине, желудок и печень тоже имеют «огненную» природу. Избыточное воздействие жгучего вкуса на эти органы приводит к типичным для злоупотребляющих алкоголем болезням — язве и раку желудка, дисбалансу работы печени и т. д.
Итак, шесть базовых вкусов активируют в организме энергию. Процесс перехода материальной субстанции в энергетическую начинается с акта жевания пищи, поэтому важно тщательно пережевывать пищу. Согласно тибетской медицине пищеварение состоит из 7 этапов, на каждом из которых происходит отделение так называемой «чистой» субстанции от «нечистой». Все болезни проистекают из-за одного или нескольких в совокупности негативных факторов: неправильного питания, неправильного поведения, провокаций (в России это называется порчей), и наконец, времени, подразумевающим сезон, возраст, время суток.