После второй «оптимизации» в Коломенском перинатальном центре на оставшихся медсестер свалилась непомерная нагрузка. 12-часовую рабочую смену приходится отбывать одновременно на нескольких постах, включая реанимации. А ведь речь не о станочном производстве с выработкой в единицах изделия, а о роддоме — особом месте.
Голодовка – крайняя мера и к ней мы подошли вынужденно, говорят младшие медсестры ГБУЗ «Коломенский перинатальный центр». Прежде чем решиться на отчаянный шаг, они пытались донести свои аргументы до всевозможных инстанций официальными способами.
Взывали к диалогу руководство, обращались в прокуратуру, государственную инспекцию труда, подразделения Росздравнадзора и Роспотребнадзора, Министерство здравоохранения области. Но юридические методы – жалобы и иски — не помогли. Хуже того, за попытки отстоять свои трудовые права и права пациентов на качественную медицинскую помощь начальство развязало в отношении «мятежниц» травлю.
— С 2019 года остановлена индексация зарплат, и это при том, что за это время уже дважды проведено сокращение штатов – соответственно нагрузка на оставшихся медсестер, то есть нас, значительно возросла. Перед каждой реорганизацией на общих собраниях обещают повысить заработные платы, но за последние два года этого так и не произошло, — комментирует младшая медсестра Наталья Трухина, одна из участниц планируемой голодовки.
В 2019 году со всеми совместительствами и премиями младшие медсестры могли получать под 40 тысяч рублей в месяц, сейчас же никак не выпрыгнуть за 29-32 тысячи рублей, при этом объемы работ выросли вдвое. Это — 12-часовая рабочая смена, обслуживание нескольких постов одновременно, без перерывов на обед. Куда еще дальше-то?
Замученные рабским трудом сотрудницы всего-то просят сесть с ними за стол переговоров и привести оплату в соответствие с трудовым законодательством.
— Если до 31 января наши предложения не обсудят, мы будем вынуждены начать голодовку для привлечения внимания власти, общественности и СМИ к хронически нерешаемым проблемам. Первая участница вступает в голодовку 2 февраля в 8 часов утра, следующие будут присоединяться с интервалом 5 дней. Нас будет не меньше пяти, — рассказывает Наталья Трухина.
Медсестры подумывали и о настоящей забастовке, право на которую предусмотрено российским законодательством. Однако в этом случае серьезно пострадают госпитализированные женщины и их новорожденные дети, которые и так сейчас страдают из-за нехватки персонала. Остановка работы даже нескольких медсестер может привести к печальным последствиям, объясняют работницы.
Сегодн вместо 160 младших медсестер, предусмотренных штатными нормативами Минздрава России, работает всего 22 младшие медсестры и около 20 уборщиц по аутсорсингу. На младших медсестер вдобавок свалили обязанности до нуля «оптимизированных» санитарок, хотя по профессиональным стандартам это недопустимо – разные профессии, разные трудовые функции.
Что означает нехватка персонала на практике? Страдания для лежащих в центре женщин и детей. К примеру, после 20:00 часов младшие медсестры приемного отделения вынуждены обслуживать одновременно несколько отделений и 8 постов одновременно: один пост «приемника», один пост гинекологии, два поста в отделении патологии беременных, два поста в послеродовом, два поста гинекологии, а еще при большом количестве родов их зовут на помощь в родильные отделения, объясняют наши собеседницы.
— Представьте: в отделении патологии у беременной женщины отошли воды. Акушерка звонит в приемное отделение, вызывает к себе младшую медсестру, чтобы убрать за женщиной. В это же самое время у родившей женщины началось кровотечение, и акушерка послеродового отделения тоже требует себе на помощь «младшую». А в это же самое время подобная ситуация происходит в гинекологическом отделении, медсестра которой тоже вызывает младшую медсестру. И если в это же самое время в приемное отделение скорая доставляет женщину, которая уже в родах, то куда бежать младшей медсестре? Как ей разорваться на все отделения? А разорваться приходится – это наши ежедневные реалии, к сожалению. Оказывается ли при такой многозадачности роженице и ее ребенку должная помощь и уход? Ответ очевиден, – говорит младшая медсестра Татьяна Момот, вторая участница планируемой голодовки.
Сложная ситуация в послеродовом отделении, которое объединяет в себе три подразделения: послеродовое женское, послеродовое детское и отделение недоношенных. Если в отделении недоношенных — срочная генеральная уборка с утра, то в остальных отделениях средний персонал вынужден или ждать «младших», или всё делать сам. Например, генеральная уборка в палате интенсивной терапии — это часа на два. Значит, в послеродовом женщины не подмыты к обходу врачей, постельное белье не поменяно, чулки не надеты, судна после ночи не убраны. Если младшая занята в послеродовом, то страдают в отделении недоношенных: и мамы, и персонал сидят и ждут, когда освободится младшая. После 20:00 эти три отделения остаются вообще без своих «младших». Если в отделение новорожденных или в недоношенных поступил ребенок, у него взяли анализы, палатные медсестры вынуждены оставлять свои посты без присмотра…
По словам медсестер, чтобы «замаскировать» реорганизационную вакханалию, администрация Коломенского перинатального центра при очередном сокращении ставок младшего медперсонала отменила закрепление младших медсестер за конкретными отделениями, отнеся их к «общеучрежденческому» персоналу, что является прямым нарушением порядка оказания медицинском помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н.
Новые положения, кроме того, позволяют работодателю не платить сотрудникам за переработку, так как исключается само понятие «дополнительная/сверхурочная работа».
Минздрав Московской области в своем ответе на претензии медсестер Коломенского перинатального центра отвечает, что штатные нормативы якобы имеют рекомендательный характер.
«<…> В сфере здравоохранения отсутствуют обязательные для исполнения штатные нормативы, все они носят рекомендательный характер, включая рекомендуемые штатные нормативы, входящие в порядки оказания медицинской помощи», — говорится в письме от 24.12.2021 за подписью начальника управления организации медицинской помощи матерям и детям Айдара Саттарова.
Несмотря на несоответствие численности федеральным нормативам, чиновник также имеет смелость утверждать, что штатное расписание составлено «в соответствии с фактической нагрузкой персонала». Данное утверждение абсолютно голословно и не основано ни на документах, ни на изучении реальных рабочих процессов, говорят сотрудницы Коломенского перинатального центра.
«Игнорирование штатных норм и трудового законодательства, тем более столь радикальное, как в Коломенском перинатальном центре, недопустимо. В обязательных для исполнения Правилах организации деятельности перинатального центра четко говорится, что «структура и штатная численность Центра устанавливаются с учетом рекомендуемых штатных нормативов». Это означает, что учет штатных нормативов (пусть даже и называемых «рекомендуемыми») является обязательным, а товарищ Саттаров, очевидно, осуществляет подмену понятий в каких-то своих целях, — комментирует председатель межрегионального профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал.
В сентябре 2021 года Коломенская городская прокуратура все-таки внесла в адрес главного врача ГБУЗ МО «Коломенский перинатальный центр» Татьяны Шаврак представление об устранении нарушений трудового законодательства и оповестила, что в медучреждении организованы выплаты стимулирующего характера работникам, оказывающим медицинскую помощь больным с Covid-19. (ответ прокуратуры от 30.09.2021 № 1707-2021). На деле никаких ковидных доплат младшие медсестры не дождались, а информация об инфицированных пациентках стала скрываться еще тщательнее, комментируют собеседницы.
Под сегодняшними требованиями к администрации подписалось половина младших медсестер (одиннадцать), пятеро заявили о готовности участвовать в голодовке.
Главный врач Коломенского перинатального центра Татьяна Шаврак не раз заявляла на общих собраниях, что сокращение санитарок и младших медсестер – это якобы общий тренд, диктуемый сверху. «Младший медперсонал будет полностью сокращен во всех роддомах области», — сказала она (аудиозапись имеется).
— Руководство всё время переводит стрелки на Минздрав, будто бы это там, на верхах сокращают наши зарплаты и ставки. Но если есть такие приказы — покажите их нам. Никто из нас этих приказов в глаза не видел. Мы пытаемся отстоять не только свои зарплаты, мы пытаемся отстоять права беременных женщин, рожениц и новорожденных на качественную и своевременную медицинскую помощь, на должный уход, на достойные условия пребывания в роддомах. Каждый из нас или наших близких может оказаться в роли пациента или пациентки, лишенных помощи медсестры или санитарки. Это страшно!.. — объясняют собеседницы.