Смерть — это часть жизни. Однако в российской действительности присутствует культура избегания этой темы. Как будто горе заразно или с людьми, которые потеряли близкого человека, что-то не так. Смерть воспринимается как наказание за какие-то поступки. Но она просто происходит. АиФ.ru обратился к психологу, организатору движения «Ренасер» в русскоязычном пространстве (взаимопомощь родителей, потерявших детей) Ольге Кавер. Эксперт рассказала, как снять завесу страха и пройти путь утраты.
Можно ли подготовиться к смерти?
Наверное, нет. Все мы знаем, что все умрут, но про близкого человека думаем в последнюю очередь. Даже понимая, что смерть может произойти с высокой вероятностью, психика человека такова, что он верит в лучшее, и самая ожидаемая смерть всё равно каждый раз происходит неожиданно.
Принятие смерти происходит чуть легче, если человек верит во встречу после смерти, в тонкий мир. Либо присоединяется к православию или буддизму. Может быть, изучает произведения Раймонда Муди, Майкла Ньютона, которые говорят о жизни после смерти. Всё это помогает легче проживать утрату.
В некоторых европейских странах и в США существует такое понятие, как доула смерти. Специалисты, которые помогают осуществить переход тем, кто готовится к собственной смерти, например, при терминальной стадии заболевания. Такое возможно при превентивном, растянутом во времени горе. Умирающий с помощью доулы проходит все этапы принятия до своей смерти. Однако близкие люди часть стадий будут проживать после ухода родного человека. Такая подготовка возможна в событии, которое можно предсказать.
От чего зависит интенсивность горя?
Фактор внезапности. Боль внезапной смерти более интенсивная и долго переживается. В таких случаях застревание в горе происходит намного дольше и переживается тяжелее. Внезапность усугубляет и без того тяжёлое состояние.
Степень родства. По разному переживается смерть знакомого, друга, мужа, родителя или ребёнка.
Степень естественности. Одно дело, когда умирает бабушка в 90 лет. Это воспринимается тяжело, но более естественно. Другое, если умирает ребёнок. Это неестественная смерть. Она направлена против течения жизни. По логике сначала должны уходить родители, потом дети.
Ритуализация
В России вся история ритуалов и традиций сходит на нет. Нет социальной поддержки. Не считается, что что-то такое произошло. Однако это важные составляющие прохождения горевания, потому что человек попадает в полную неопределённость. Он не знает, что делать, не понимает, что чувствовать. Раньше были плакальщицы и были ритуалы, надо делать то, потом это. Это очень помогало. Сейчас это утеряно. Никто не понимает, как себя вести, какой следующий шаг кроме выбора гроба и чего-то еще. Но эмоциональная сторона неясна. Помимо этого, в нашей культуре присутствует история виктимблейминга, когда человек, утративший близкого, часто может услышать вопрос: ты уже осознал, за что тебе всё это? Нередко помимо горя ему приходится справляться со стыдом и чувством вины.
Например, в Америке существуют разные традиции. В афроамериканской диаспоре принято радоваться в большой семье (в неё включают некровных родственников). Если знают, что человек умирает, они собираются все вместе и устраивают праздник на несколько дней, на котором благодарят умирающего. Когда он уходит, семья продолжает радоваться, что человек прожил прекрасную жизнь. Дают поддержку тем, кто потерял близкого. Как это ни странно, если это внезапно погибший ребенок, происходит то же самое. Это не противовес горя, они концентрируются на том, чтобы поддерживать горюющих. Своего рода терапия. Во многих европейских странах, помимо сохраненных традиций, развита бесплатная социальная поддержка на всех этапах горевания. Всё это помогает не застревать в горевании.
Как помочь пройти через утрату?
Когда умирает кто-то близкий, человек соприкасается с другим миром. Он начинает видеть всё иначе. Как будто все засыпает пылью. Эту пыль невозможно ни сдуть, ни отмыться от нее. Пропадает память, становится тяжело говорить. Для того, чтобы рассмотреть, что происходит, необходим кто-то другой рядом.
Самое главное — не делать вид, что ничего не произошло. Многие боятся, не знают, что делать. Если нет сил позвонить, можно написать. Лучше хоть что-то написать, чем ничего. Можно написать всё что угодно, например «я рядом». Нет понимания как написать о своих чувствах, можно просто спросить «что я могу для тебя сделать?», «что для тебя сейчас будет хорошо?» Можно предложить свои варианты: могу посидеть с тобой, сходить в магазин, разобраться с какой-нибудь инстанцией, что-то организовать, куда-то свозить, перевести деньги, погулять с собакой. Человеку, как правило, нужна элементарная помощь.
На первых этапах кто-то должен быть и днём, и ночью с горюющим рядом. Первые месяцы самые сложные. Можно организовать дежурство. Нужно приготовить покушать, усадить попить чай. Если человек захочет говорить, просто слушать его. Обычно в первые полгода психотерапия невозможна. На более дальних фазах, можно начинать терапию или найти те организации, которые помогают в подобных случаях.
Когда первый этап пройден, многие люди решают, что всё закончилось, и исчезают. У горюющего появляется ощущение, что все ушли в свою жизнь, а он застыл в том происшествии. Важно продолжать помогать, поддерживать, вспоминать о ключевых датах, годовщинах.
Как позаботиться о себе самом?
Не нужно оставаться одному, уходить в себя. Горе само по себе огромная изоляция. Надо искать помощь, психологов, телефоны доверия, звонить друзьям. Книги также могут помочь, потому что уменьшают степень неопределённости. В интернете есть группы, где можно найти поддержку. Если человек сразу попадает в сообщество, его там отогревают такие же «покалеченные» люди, которые прошли подобный опыт. Слушая или читая то, что другие проживали похожее, человек понимает, что то, что он чувствует в своей ситуации — это нормально, насколько это может быть нормальным. Потихоньку, шаг за шагом человек начинает выбираться из своей боли, опираясь на поддержку других людей, которые уже прожили этот путь.
Первое время не стоит отказываться от успокоительных, антидепрессантов, они дают ресурс. Необходимо найти грамотного врача, который подберёт правильные лекарства. Есть этапы, которые человеку самостоятельно без поддержки медикаментами пройти очень трудно.
В нашей культуре не принято говорить и готовиться к смерти. Но попытка отвернуться от этой темы всего лишь усугубляет состояние при столкновении с ней.
По материалам: aif.ru